Даут Юлтый (1893-1938)
Даут Юлтый – один из основоположенников башкирской советской литературы, национальной печати и искусства.
Даут Исхакович Юлтый родился 18 апреля 1893 года в деревне Юлтый Юмран Табынской волости Оренбургской губернии (ныне Ивановский район Оренбургской области) в бедной крестьянской семье. Начальной грамоте научил его отец. Окончив медресе в родной деревне, Юлтый несколько лет учился в медресе села Сорокино.
В 1914 году, когда началась империалистическая война, Д.Юлтый был призван в армию. Октябрьскую революция он встречает на фронте. В годы гражданской войны работает во фронтовой газете “Красная звезда”, назначается военным комиссаром, парт секретарем Туксуранского кантона.
В 1921 году был назначен редактором газеты “Башкортостан”, под его руководством издаются комсомольские газеты, журналы “Новый путь”, “Знание”. В этом же году избирается делегатом Всероссийского IX съезда Советов. В 1925-26 г.г. Юлтый учится в Москве, в институте Красной профессуры, некоторое время работает редактором в Центриздате. В 30-е г.г. назначается редактором башкирского журнала “Октябрь”, газеты “Литературный удар”. Тесно сотрудничает с институтом Национальной культуры Башкортостана, является одним из организаторов и руководителей Союза писателей Башкортостана.
В 1937 г. был несправедливо репрессирован и расстрелян, реабилитирован после осуждения культа личности Сталина.
Творческий путь Д.Юлтыя начался очень рано. Сочинял первые стихи в 11 лет. В 1916-1917 г.г. начинает публиковаться в печати. В творчестве Д.Юлтыя дооктябрьского периода выражены и общие для башкирского литературного движения мотивы и новые тенденции революционно-демократического характера. Стихи “Собирайтесь, свободолюбивые товарищи!”, “Женщинам”, например свидетельствуют о просветительских взглядах автора.
Первая мировая война внесла большие перемены в мировоззрение Д.Юлтыя. Если в стихотворении “Шинель”, написанном в начале войны, поэт лишь проклинал свою горемычную судьбу, то в последующих, например, “Ранец”, “Базар крови” он выражает ненависть, резкий протест против войны.
Революцию Даут Юлтый встречает на платформе большевиков и это внесло существенно новое идейно-тематическое содержание в его поэзию, систему образов и поэтику. В стихотворении “Седлай коня, батыр!” призывая бороться за Советскую власть, новаторски использует традиции фольклора, его поэтику для создания образа солдата революции.
В 1921 г. в Стерлитамаке, в тогдашнем центре республики Башкортостан, государственное издательство выпустило в свет первую книгу Д.Юлтыя “Мелодии Урала”, в которую вошли многие стихи поэта, написанные в дореволюционный период и после Октября. Романтическая возвышенность, гиперболизация явлений реальной действительности, приемы контраста в изображении противоречий времени – вот основные черты стихов, вошедших в этот сборник.
Поворот писателя к теме современности наметился в поэме “Шараф” (1922). В образе героя гражданской войны в конкретных жизненных ситуациях автор стремится показать суть характера человека новой эпохи.
Идейно- эстетические установки и творческие устремления Д.Юлтыя в освещении темы современности, в создании характеров нового типа более успешно были реализованы в его поэмах “Майсара” (1932), “Сказка о нефти” (1932), “Айхылу” (1933), созданных в 30-е г.г.
Д.Юлтый успешно работал и в области драматургии. Трагедия “Карагул” (1920) заложила основы историко-бытовой драматургии. Остродраматические события определили сюжетную динамику пьесы, а антагонистический конфликт способствовал рельефному отображению взаимоотношений героев и социальных групп. К 15-летию Башкирского государственного театра драмы (1935) за 15 лет пьеса “Карагул” была сыграна на сцене более 300 раз и вошла в ряд классических произведений башкирского театра и драматургии. А агитпьесы Д.Юлтыя на современную тему “Колансэс” (1925), “На мельнице” (1927) заняли ведущее место в репертуаре национального театра.
В 30-е г.г. Д.Юлтый продолжал активно работать в жанрах драматургии. В 1931-1932 г.г. успешно шли в театрах его поемы о колхозной жизни “Кто ты?”, о негативных тенденциях – “Аралбаевы”. Д.Юлтый работал на современную тему “Найденный Марат”, “Янтуря”, “По своей дороге” (1930-1932) и на историческую тему “Акшан-бытыр”, “Украденная Кюнхылу”. Драмой “Макталихылу” Юлтый развивал традиции и достижения трагедии “Карагул”, написанной в 1920 г.г.
Если поэзия и драматургия Д.Юлтыя тяготеют романтическому стилю, то его проза с самого начала развивалась в реалистической основе. Первым наиболее зрелым его произведением был рассказ “Маленький Кутуш” (1919). Проза Д.Юлтыя начала 20-х г.г. отмечена интенсивными художественными поисками. О формировании и становлении новых идейно- эстетических принципов в творчестве Д.Юлтыя свидетельствуют рассказы “Философия Тимеркая” (1924), “Артист Халькай” (1926), “Умат” (1926), повесть “Алима, или свадьба старика Мырдыша” (1929). В этих произведениях автор, рисуя типические характеры времени, раскрывает через них особенности нового человека, природы взаимоотношений личности и истории, личности и коллектива.
Активная общественная и творческая деятельность личное участие во многих эпохальных событиях, происходящих в стране, усилили гражданственность и реалистические основы творчества Д.Юлтыя. Таковы очерки “Шеф – паровоз” (1930), “Идут от голубых гор”, “Баймак”, рассказы “Старый бригадир отдыхает”, “Камиля” и др.
Д.Юлтый не успел создать большого полотна на современную тему. Его творческая деятельность в первую половину тридцатых годов была сосредоточена в основном на историко- революционной тематике. В 1933 г. он закончил первую книгу романа “Кровь”, через три года завершил вторую книгу, готовился создать большую трилогию. Одновременно Юлтый собирал материалы, намереваясь написать крупное прозаическое произведение о Баймакском заводе.
Основные прозаические произведения Д.Юлтыя связаны с эпохой революционного времени, социалистическим переустройством жизни. Прозаические произведения Д.Юлтыя по тематике и проблематике можно разделить на следующие направления: тема империалистической войны; тема маленького униженного человека, брошенного в мясорубку войны; социально-исторические истоки и условия пробуждения или трагедии маленького человека (“Кровь”, “Философия Тимеркая”). Тема социального и классового пробуждения, становления, становления национального самосознания ярко показаны в романе “Кровь”, в повести “Маленький Кутуш”. В рассказах и очерках Д.Юлтыя, как “Умат”, “Халькай – артист”, “Шеф – паровоз”, “Ахмуш – комсомол”, “Алима, или свадьба старика Мырдаша”, “На железной дороге” изображается борьба и зла, старого и нового, в процессе которого формируется новая личность. В этих произведениях более четко отражены черты переходности и переломности эпохи.
В романе “Кровь” Д.Юлтый стремился к глубине и широте обобщения, хотя строгая достоверность придает роману характер и социальной хроники мемуарного типа. Роман построен по принципу дневника, где последовательно изображается солдатский быт на войне. В этом Д.Юлтый следует примеру А.Барбюса, давшего всемирно известному роману “Огонь” подзаголовок “Дневник взвода”.