Шайхзада Бабич.
Башкирский поэт, классик национальной поэзии Шайхзада Мухаметзакирович Бабич родился 2 января 1895 года в деревне Асяново Бирского уезда Уфимской губернии, ныне Дюртюлинского района Республики Башкортостан в семье муллы. Начальное образование получил в родной деревне, в медресе у своего отца Мухаметзакира – указного муллы Асянского махлаля. В 1910 году он уехал в казахские степи, обучал детей казахов.
В 1911-1916 г.г. учился в медресе «Галия» в Уфе. В годы учебы Ш.Бабич глубоко увлекся литературой, участвовал в литературных и музыкальных кружках, печатался в рукописном журнале медресе «Парлак». После окончания учебы он уехал в Троицк, работал учителем, одновременно сотрудничал в журнале «Акмулла». Летние месяцы 1917 года находится в Уфе, затем переехал в Оренбург, где на первых порах работал в сатирическом журнале «Кармак» («Удочка»). С осени 1917 года Ш.Бабич участник башкирского национального движения, секретарь Башкирского областного (центрального) шуро (совета), редактор газеты «Башкорт», руководитель молодежной организации башкир «Тулкын» («Волна»).
В 1918-1919 годах работает военным корреспондентом в башкирских войсках. 25 февраля 1919 года назначается сотрудником отдела башкирской советской печати Башревкома.
28 марта 1919 года при исполнении служебных обязанностей Шайхзада Бабич был зверски убит в селе Зилаир Зилаирского района БАССР.
Он прожил всего двадцать четыре года – меньше всех других рано умерших гениев – Лермонтова, Петефи, Тукая.
Очень одаренный, Бабич с детства увлекся художественной литературой, уже в шесть лет читал Г.Тукая, М.Гафури.
Ш.Бабич писать начал рано. Первые стихи («О, книга», «Несчастен я», «Наш сад», «Дождик, лей», «Жалоба» и др.) датируются 1910 годом. Первые публикации его появились в журнале «Шура» (1913). При жизни поэта был издан всего лишь один сборник стихов в Оренбурге «Синие песни. Молодой Башкортостан» (1918).
Ш.Бабич пришел в литературу, вдохновленный идеями просветительства. Стихотворение «Для народа» (1914 )- программное произведение. Духовные и творческие искания Бабича были тесно связаны с ростом самосознания башкирского народа.
В период Февральской революции он помогал организовать и выпустить в Троицке газету «Освобожденная нация». И сам публиковал в ее первых номерах стихи «Да здравствует рабочий!», «Подарок свободы», «Сходство частичное», проникнутые революционным духом.
Ш.Бабич прекрасно чувствовал политическую обстановку, своеобразно воплощал ее в своих стихах и поэмах. И в тоже время он тонкий лирик, живописец, умеющий передавать красоту природы, нежные чувства («Весенняя песнь», «Курай», «Красавицы», «Мой ангел», «Цветник имен» и др.). Восхищает музыкальное звучание таких стихов, как «Скрипка», «Мандолина». Ш.Бабич виртуозно владел мандолиной, пел башкирские народные песни. Многие композиторы обращались к стихам Бабича. Ведущие композиторы Башкортостана З.Исмагилов, Х.Ахметов писали песни, романсы на его стихи.
Он автор героических стихов, зовущих к борьбе за свободу и независимость. «Башкортостан», «Нежданно», «Салават-батыр», «Раскрой глаза!» и др.
Объемное «Стихотворение - обращение к башкирскому народу» (1919) Бабича является уникальным документом той сложной эпохи, где он сумел в доступной форме объяснить особенность времени и особенности башкирского национального движения. Оно было напечатано в виде листовки.
Шайхзада Бабич завоевал популярность как блестящий сатирик и юморист. Баллада «Клоп» (1916), поэма «Газазил» (1916) , цикл эпиграмм «Китабеннас» стали заметным явлением во всей тюрко-язычной литературе.
Бабич высоко поднял культуру и технику стиха, успешно использовал в своем творчестве традиции башкирских народных песен и кубаиров, учился на лучших традициях восточной классической поэзии.