relojes para pagina web часы на сайт

 

Культура Башкортостана

 

Корни искусства, как и культуры, уходят в первобытную эпоху. Еще в эпоху палеолита люди создавали произведения искусства, которые восхищают современных образованных людей. К ним относятся и памятники мирового значения, созданные на территории исторического Башкортостана. Какую бы область культуры Башкортостана мы ни взяли, и к какому бы периоду истории она ни относилась, непременно в ней мы найдем явления, которые сопричастны к мировой культуре или имеют мировое значение. Таковы, например, красочные рисунки животных (мамонта, лошади) в пещере Шульган-Таш в центре Республики Башкортостан, которые археологи датируют ХХ—ХП вв. до н.э. Они впервые были обнаружены в 1954 году А.В. Рюминым и позже исследованы археологом, профессором О.Н.Бадер, благодаря которому этот памятник стал известен всему миру. На сегодня подобных памятников искусства эпохи палеолита в мире насчитывается всего несколько.

Такое же древнее и городище-крепость Аркаим, впервые обнаруженное и изученное археологами Челябинского университета. Оно датируется ХVII—XI вв. до н.э. и обрело мировую известность. Мне лично импонируют топонимические названия местности: городище находится на берегу речки Караган, которая впадает в р.Утяган, а небольшая горка на правом берегу реки называется Сынташ. Эти названия очень созвучны с современными топонимическими названиями Башкортостана (Акташ, Тораташ, Сарыкташ, Азанташ, Караган, Утяган, Тюльган и т.п.).

Как утверждает доктор исторических наук, профессор Н.А.Мажитов, на Южном Урале выявлено около 20 памятников, подобных Аркаиму. Некоторые из них находятся в долинах рек Таналык и Зилаир.

Еще более удивил мировую научную общественность целый клад золотых, серебряных изображений зверей — оленей, кабанов, быков, медведей (более 600 предметов), обнаруженный на территории исторического Башкортостана в Оренбургской области археологом А.Х.Пшеничнюком.

Одной из форм культуры, причем одной из первых по времени возникновения, является фольклор. Жанровое своеобразие, богатство башкирского фольклора общеизвестно. Им восхищались, записывали и изучали десятки русских краеведов, писателей, ученых, как П.М.Кудряшев, В.И.Даль, Р.Г.Игнатьев, С.Г.Рыбаков и т.д. Можно было бы привести десятки восторженных их высказываний о башкирском фольклоре. Хочу привести лишь одну мысль, высказанную крупными музыкантами прошлого века. Так, прекрасный знаток духовной культуры башкирского народа Р.Г.Игнатьев, отмечая импровизаторский дар башкир, в семидесятые годы прошлого столетия писал, что «башкир импровизирует свои песни и мотивы, когда одинок, всего более в дороге. Едет мимо леса — поет про лес, мимо горы — про гору, мимо реки — про реку, дерево он сравнивает с красавицей, полевые цветы — с ее глазами, со цветом ее платья и т.д.» Далее он отмечал, что «у башкир много таких мотивов, что им позавидовал бы любой композитор». Ему вторил С.Г.Рыбаков: «Творческие способности башкир доказываются тем, что до последнего времени встречаются песельники, соединяющие в себе дар поэтов и композиторов». Да, башкирская народная музыка — песни узун-кюй (протяжные песни), по общему признанию крупных музыковедов и фольклористов, это явление уровня мировой народно-песенной классики. Так, не зря лет пять-шесть тому назад в Уфу приехали музыковеды из Японии, наслышанные о характере башкирских узун-кюй. Они были в нескольких районах нашей республики, записывали песни, изучали музыкальный фонд башкирского радио, ИИЯЛ УНЦ РАН, а на следующий год пригласили к себе в Японию наших кураистов, в составе которых был народный артист РБ Юлай Гайнетдинов. Изучив мелодику башкирских и японских народных песен, они определили много общего в их структуре. Поэтому нашим музыковедам предстоит большая работа в исследовании этих проблем.

Не менее известны миру, чем сама народная песня, ее исполнители — певцы и кураисты. Первым в этой когорте кураистов, прославивших башкирскую песню на весь мир, был Юмабай Исянбаев, который в 1925 году в составе группы народных исполнителей СССР своей игрой на курае покорил воспитанных на классической музыке слушателей Парижа. В Париже произошел даже такой случай. Во время одного из концертов одна светская дама, изумленная тем, что какое-то растение может издавать такие звуки, не поверив в это, поднялась на сцену и долго рассматривала Юмабая Исянбаева, его курай. Тогда Юмабай Исянбаев в ее присутствии на сцене изготовил из привезенного с Урала с корнями и комьями земли стебля курай и заиграл знаменитый «Урал». Когда он кончил играть, эта дама сняла со своего пальца дорогой перстень и подарила Юмабаю Исянбаеву, и под сводом огромного зала долго-долго гремели аплодисменты в честь знаменитого кураиста.

В 1927 году Юмабай Исянбаев выступал в городах Германии, позже целых пять месяцев гастролировал по Европе. Славу Юмабая Исянбаева позже на сценах всех континентов земли продолжили Гата Сулейманов и Ишмулла Дильмухаметов, Азат Аиткулов и Юлай Гайнетдинов, Ишморат Ильбаков и Ташбулат Давлетшин.

Мировое значение имеет башкирский эпос, сохранившийся в живом бытовании до наших дней. Ученых-фольклористов удивляет то, что в то время, когда эпос многих народов перестал существовать и сохранился лишь в письменной форме, башкирский эпос живет в устах сэсэнов-исполнителей. Отдельно хочу сказать несколько слов о кубаире «Урал-батыр», который отнесен к мировым шедеврам. Тут я хотел бы сослаться на авторитетное высказывание крупного знатока эпоса народов мира Арфо Петросян, которая, сравнивая «Урал-батыр» с всемирно известным сказанием о Гильгамеше, датируемым XXVII—XXVI веками до н.э., пишет следующее: «...идейно-художественные концепции сказаний о Гильгамеше и Урал-батыре сходны и в то же время противоположны. Гильгамеш хлопочет о личной славе, он ищет бессмертия для себя; Урал-батыр же совершает свои подвиги, движимый желанием спасти людей от смертельных испытаний. Гильгамеш не смог открыть тайну бессмертия, Урал-батыру «открылась» эта тайна». Таким образом, Арфо Петросян башкирское сказание «Урал-батыр» ставит вровень со сказанием о Гильгамеше и даже выше его. К сожалению, «Урал-батыр» мы только начинаем исследовать, и он стал открытием в эпическом наследии народов мира. Достаточно сказать, что «Урал-батыр» на русском языке опубликован многократно, в том числе в двухсоттомном своде памятников мировой литературы, переведен и издан на чешском, турецком языках, ныне готовится издание на башкирском, русском, английском языках в одной книге. Учеными республики установлено, что отдельные образы “Урал-батыра” теряются в глубине четырех-пяти тысячелетий.

В последние годы на мировую сцену начинает выходить театральное искусство Башкортостана, его выдающиеся представители. Не раз выезжал на гастроли по странам Ближнего Востока Башкирский государственный академический театр драмы им. М.Гафури со спектаклем «Красный паша» по пьесе Нажиба Асанбаева. Имена таких мастеров башкирской сцены, как Народные артисты СССР Арслан Мубаряков, Зайтуна Бикбулатова, Гюлли Мубарякова, известны далеко за пределами Башкортостана. Не менее известен театр кукол нашей республики. Достаточно сказать, что, участвуя в 1988 году в фестивале в Индии, театр был удостоен премии Джавахарлала Неру. Визитной карточкой не только башкирской культуры, но и России является Башкирский ансамбль народного танца им. Файзи Гаскарова. Первая зарубежная поездка состоялась в далеком 1953 году во Вьетнам. С тех пор ансамбль объездил практически весь мир, страны всех континентов. Любопытно, что в репертуаре ансамбля наряду с такими танцами, как «Северные амуры», «Три брата», «Семь девушек», «Проказницы», десятки танцев народов мира — испанские, монгольские, греческие, индийские, мексиканские, вьетнамские и др. Во многих странах показали красоту башкирского народного танца Хазина Магазова, Мухамет Идрисов, Рашида Туйсина.

В июне 1999 года в Турции в рамках Фестиваля искусств тюркских народов с триумфом прошли оперные спектакли Башкирского театра оперы и балета. Музыковеды из многих стран мира высоко оценили постановку оперы Д.Верди «Риголетто» и мастерство исполнителей основных партий Р.Кучукова, Ф.Салихова, Э.Фатиховой. Балетная группа Башкирского государственного театра оперы и балета покорила своим мастерством зрителей Европы и Америки. Искусство Народной артистки СССР Зайтуны Насретдиновой, Народных артистов РСФСР Майи Тагировой, Гузель Сулеймановой, Фирдаус Нафиковой, Элеоноры Куватовой и многих других в свое время было также известно во многих странах мира. О Рудольфе Нуриеве — звезде мирового балета, воспитаннике хореографической студии при БТО и Б, за последние годы написано очень много, и мне, неспециалисту, трудно что-либо прибавить к написанному. Талантливые из талантливых нашего искусства (танцовщики, музыканты, певцы) выступают за пределами не только Башкортостана, но и России. Здесь нельзя не вспомнить певцов Аскара и Ильдара Абдразаковых (один в Испании, другой в С.-Петербурге), Зухру Байбурину и Светлану Аргынбаеву (Италия), балерину Наталию Сологуб (Санкт-Петербург), балеронов Рината Имаева (Бельгия, Брюссель), Романа Рыжкина (Америка, Сан-Франциско), органиста Владислава Муртазина (Швейцария) и т.д. Наши выдающиеся мастера оперы и балета услаждают души не своих сограждан. Больно оттого, что наша республика, да и не только она, не в состоянии обеспечить им достойные их таланту условия жизни и творчества. Успокаивает только то, что они — воспитанники башкирской школы искусства, своим искусством прославляют нашу республику за ее пределами. Живопись Башкортостана получила мировое признание еще в 20-е годы. Именно художники первыми из деятелей искусства вырвались за рубеж. Так, в 1929 году они участвовали во всемирной выставке «Художники национальных окраин» в Сан-Диего в США, на которой были выставлены картины Юлия Блюменталя, одного из организаторов Общества любителей живописи в Уфе еще в 1916 г, позже директора Башкирского художественного музея им. М.В.Нестерова, Василия Сыромятникова (картина «Башкирка»), Александра Тюлькина (картина «Цветущие окна»), Касима Давлеткильдеева (картины «Девушка- башкирка», «Башкирский охотник»).

В 1932 году художники Башкортостана приняли участие в Международной выставке в Париже, где выставлялись в основном вышеназванные художники. Некая Хазель в газете «Трибюн» выступила с восторженной статьей «Об искусстве», где высоко оценила и картины художников из нашей республики. В 1937 году художники Башкортостана получили приглашение на международную выставку «Искусство и техника» в Нью-Йорке, где были выставлены и куплены картины Василия Сыромятникова и Ивана Урядова. Невозможно перечислить все международные выставки, в которых участвовали наши мастера живописи. Наиль Латфуллин, например, выставлялся в Австралии, Германии, Швейцарии, работал по контракту в США. В наши дни постоянно выставляются за рубежом художники группы «Чингисхан». Многие картины художников Башкортостана украшают залы музеев за рубежом. Так, например, картины Адии Ситдиковой, Бориса Домашникова выставлялись в Германии, Франции, Англии, Швеции, Японии, закуплены более чем в 70 странах. В целом Союз художников РБ является не только многочисленной, но и высокопрофессиональной организацией.

Величайшим достоянием культуры любого народа является литература. Талантом и трудом башкирского и других народов Башкортостана созданы произведения, которые вошли в золотой фонд мировой литературы. Любопытно, что первые известные историки и писатели из башкир приобрели известность не у себя на родной земле, а в арабских странах, в частности, в Египте. Один из них — Гильметдин Санжар аль-Башкорди, другой — Насретдин ан-Насри. После завоевания Башкортостана татаро-монголами в 1237 году они были вынуждены покинуть свою Родину. Первый из них — Гильметдин Санжар аль-Башкорди, в 1280—1290 годах был эмиром Египта, второй — Насретдин ан-Насри, стал признанным поэтом Египта. Писал и стихами, и прозой. Историки египетской литературы пишут, что он, чтобы в совершенстве овладеть арабским языком, в течение 20 лет не разговаривал на тюрки. В книге Ибн-Замлякани сказано следующее: «Он писал свои произведения по таланту, а не по правилам стихосложения. Насретдин ан-Насри обладал прекрасными качествами: постоянно предавался размышлениям по научным, религиозным и философским вопросам, интересовался жизнью мудрецов, говорил о них остроумно и изящно, оберегал правильность и чистоту языка; сам был терпеливым и правдивым человеком, склонным ко всяким исследованиям». Герой песен и легенд Египта Бейбарс, как и Гильметдин Санжар аль-Башкорди и Насредтин ан-Насри, — мамлюк, т.е. член гвардии египетских царей, составленной из плененных или закупленных людей. Он был выкуплен сирийскими купцами и перепродан Египту. В гвардии султана Египта он слыл человеком отчаянным, бесстрашным. В 1250 году он был назначен командующим египетского войска и направлен против татаро-монголов, вторгшихся в пределы Сирии. Египетские войска под командованием Бейбарса разгромили татаро-монгол и не дали им возможности продвинуться дальше на запад, в пределы Египта. Египетский султан после этого начал одаривать отличившихся чинами, землей и т.д. При этом он чем-то обидел Бейбарса. Обиженный Бейбарс за это сверг самого султана, и сам стал правителем Египта в 1250—1277 годах. С этого времени начинается период правления мамлюков в Египте, который продолжался около 700 лет. Самое интересное в этом случае заключается в том, что свое происхождение он связывал с этнонимом бурджоглы: «Бин кабилатун аль -Бурджоглы», т.е. “я из племени Бурджоглы”. А во всей научно-этнографической литературе под термином бурджоглы подразумеваются башкиры-бурзянцы. И в наши дни многие произведения башкирской литературы переведены на десятки языков народов не только ближнего, но и дальнего зарубежья: на монгольский, китайский, вьетнамский, турецкий, болгарский, венгерский, чешский, польский, немецкий, испанский, английский, румынский и другие языки. Одно лишь перечисление имен писателей и поэтов, названий их переведенных произведений заняло бы довольно много времени и места. Повести Анвара Бикчентаева «Большой оркестр», Мустая Карима «Радость нашего дома», по неполным данным, переведены более чем на 20 языков мира, в том числе на китайский, уйгурский, болгарский, польский и т.д. Башкирская земля родила, а башкирская литература вырастила 9 народных поэтов и писателей. Но мы вправе гордиться и тем, что на башкирской земле родились два чувашских народных поэта — Константин Иванов и Яков Ухсай, два народных писателя Татарстана — Галимзян Ибрагимов и Амирхан Еники. Подобный список можно продолжить и дальше. Из краткого обзора смело можно сделать вывод о том, что культура народов Башкортостана, в частности, культурные ценности башкирского народа, действительно давно стали известны всему миру и составляют органическую часть мировой культуры.

 

free counters
Вибромассажер Vibratone (Bибротон)

© Халит

Locations of visitors to this page счетчики посещений сайта
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz