Инновационный подход в преподавании предмета «Культура Башкортостана»
Для успешного функционирования педагогической системы нужно тщательно продумать содержание всех ее составляющих. Любая современная учебная технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Поэтому современный урок представляется сплавом традиционных уроков с образовательными технологиями.
Хочу остановиться на работе методического объединения учителей культуры и истории Башкортостана города Бирска и Бирского района.
Предмет «Культура Башкортостана» как региональный компонент был введен в 1990 году. Первые учебники по курсу появились в 2002 году (ранее обучение было построено по учебникам «Родной Башкортостан» для 5 и 6 классов). Учитель был вынужден сам добывать литературу, разрабатывать уроки, искать новые технологии, следя при этом за тем, чтобы учащиеся не утомились от однообразия. Все знают, что скучный, неинтересный урок длится бесконечно, становится невыносимым. Урок же насыщенный разнообразными формами активной, поисковой работы, сопровождаемый объективной оценкой деятельности проходит быстро, незаметно. У детей безусловен острый интерес к ранее неизвестному. Задача учителей — всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям, активизировать методы обучения, использовать инновационные технологии.
С 2001 года руковожу методическим объединением. Актуальной темой на протяжении нескольких лет является активизация методов обучения в преподавании предмета «Культура Башкортостана». Повышение эффективности урока — важнейшая проблема, волнующая всех учителей. Снижение уровня знаний, отмечаемое в поcледние годы, в значительной степени объясняется низким качеством урока: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения школьников к активной работе, разнообразия форм объяснения и обратной связи.
Разумеется, никто не требует «отмены» традиционного урока как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет о придании тому или иному виду учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к знаниям, воспитывающих пытливость мысли и увлеченность детей и, вместе с тем, обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом возраста и способностей школьников.
Мы применяем необычные формы урока, по-новому строим учебные занятия. Это не заменяет классические уроки, а дополняет, вносит оживление, разнообразие, повышает интерес, значит, способствует совершенствованию учебного процесса. Типы нестандартных уроков самые разнообразные. Это и урок- викторина, и урок- конкурс, и урок-ролевая игра. Нет предела учительской фантазии. Да и не это главное. Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает — вот что важно.
На повестку дня заседаний методичеcкого объединения выносились следующие темы: «Нестандартная форма обучения», «Интегрированные уроки», «Использование ТСО на уроке», проводились круглые столы по проведению внеклассной работы и многое другое. Среди учителей, использующих нестандартные уроки, хочу назвать С.Е.Зинову, учителя Старо-Петровской средней школы (уроки-исследования, уроки-дискуссии, урок-интервью по повести Мустая Карима «Помилование»), О.С.Алексееву, учителя Мало-Сухоязовской средней школы (уроки-семинары, уроки-конференции), Р.В.Махмудову, учителя средней школы № 5 (урок-диспут по рассказу Зайнаб Биишевой «Песнь о Мастере и Подмастерье»).
Интегрированные уроки — одно из средств формирования интереса к учебным предметам. В этой области работают многие учителя нашего методичеcкого объединения. Учитель средней школы №7 Л.Е.Соколова использует в своей работе интегрированные уроки культуры Башкортостана и музыки, В.А.Шерстобитов, учитель средней школы №9, интегрированные уроки культуры и истории Башкортостана, учитель Верхне-Лачентауской средней школы М.Ф.Саитгалеева интегрирует культуру Башкортостана с изобразительным искусством. Силами методического объединения было выпущено методическое пособие, где можно найти как нестандартные, так и интегрированные уроки.
Вместе с тем нужно заметить, что и в выборе нестандартных уроков нужна мера. Если все уроки делать нестандартными, если отказаться от традиционного урока, то общая картина будет неблагоприятная, ученики привыкают к таким необычным способам работы, теряют интерес, и успеваемость заметно понижается. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Именно от выбранной технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.
Махмудова Р.